Основы программирования на C#

         

Список с возможностью поиска элементов по ключу


Ключевые идеи ограниченной универсальности, надеюсь, понятны. Давайте теперь рассмотрим пример построения подобного класса, где можно будет увидеть все детали. Возьмем классическую и саму по себе интересную задачу построения списка с курсором. Как и всякий контейнер данных, список следует сделать универсальным, допускающим хранение данных разного типа. С другой стороны, мы не хотим, чтобы в одном списке происходило смешение типов, - уж если там хранятся персоны, то чисел int в нем не должно быть. По этим причинам класс должен быть универсальным, имея в качестве параметра тип T, задающий тип хранимых данных. Мы потребуем также, чтобы данные хранились с их ключами. И поскольку не хочется заранее накладывать ограничения на тип ключей - они могут быть строковыми или числовыми, - то тип хранимых ключей будет еще одним параметром нашего класса. Поскольку мы хотим определить над списком операцию поиска по ключу, то нам придется выполнять проверку ключей на равенство, поэтому универсальность типа ключей должна быть ограниченной. Проще всего сделать этот тип наследником стандартного интерфейса IComparable.

Чтобы не затемнять ситуацию сложностью списка, рассмотрим достаточно простой односвязный список с курсором. Элементы этого списка будут принадлежать классу Node, два поля которого будут хранить ключ и сам элемент, а третье поле будет задавать указатель на следующий элемент списка. Очевидно, что этот класс должен быть универсальным классом. Вот как выглядит текст этого класса:

class Node<K, T> where K:IComparable<K> { public Node() { next = null; key = default(K); item = default( T); } public K key; public T item; public Node<K, T> next; }

Класс Node имеет два родовых параметра, задающих тип ключей и тип элементов. Ограничение на тип ключей позволяет выполнять их сравнение. В конструкторе класса поля инициализируются значениями по умолчанию соответствующего типа.

Рассмотрим теперь организацию односвязного списка. Начнем с того, как устроены его данные:

public class OneLinkList<K, T> where K : IComparable<K> { Node<K, T> first, cursor; }


Являясь клиентом универсального класса Node, наш класс сохраняет родовые параметры клиента и ограничения, накладываемые на них. Два поля класса - first и cursor - задают указатели на первый и текущий элементы списка. Операции над списком связываются с курсором, позволяя перемещать курсор по списку. Рассмотрим вначале набор операций, перемещающих курсор:

public void start() { cursor = first; } public void finish() { while (cursor.next != null) cursor = cursor.next; } public void forth() { if (cursor.next != null) cursor = cursor.next; }

Операция start передвигает курсор к началу списка, finish - к концу, а forth - к следующему элементу справа от курсора. Операции finish и forth определены только для непустых списков. Конец списка является барьером, и курсор не переходит через барьер. Нарушая принципы ради краткости текста, я не привожу формальных спецификаций методов, записанных в тегах <summary>.

Основной операцией является операция добавления элемента с ключом в список. Возможны различные ее вариации, из которых рассмотрим только одну - новый элемент добавляется за текущим, отмеченным курсором. Вот текст этого метода:

public void add(K key, T item) { Node<K, T> newnode = new Node<K, T>(); if (first == null) { first = newnode; cursor = newnode; newnode.key = key; newnode.item = item; } else { newnode.next = cursor.next; cursor.next = newnode; newnode.key = key; newnode.item = item; } }

Заметьте, аргументы метода имеют соответствующие родовые параметры, чем и обеспечивается универсальный характер списка. При добавлении элемента в список различаются два случая - добавление первого элемента и всех остальных.

Рассмотрим теперь операцию поиска элемента по ключу, реализация которой потребовала ограничения универсальности типа ключа K:

public bool findstart(K key) { Node<K, T> temp = first; while (temp != null) { if (temp.key.CompareTo(key) == 0) {cursor=temp; return(true);} temp= temp.next; } return (false); }

Искомые элементы разыскиваются во всем списке. Если элемент найден, то курсор устанавливается на найденном элементе и метод возвращает значение true. Если элемента с заданным ключом нет в списке, то позиция курсора не меняется, а метод возвращает значение false. В процессе поиска для каждого очередного элемента списка вызывается допускаемый ограничением метод CompareTo интерфейса IComparable. При отсутствии ограничений универсальности вызов этого метода или операции эквивалентности приводил бы к ошибке, обнаруживаемой на этапе компиляции.

Два метода класса являются запросами, позволяющими извлечь ключ и элемент списка, который отмечен курсором:

public K Key() { return (cursor.key); } public T Item() { return(cursor.item); }



Давайте рассмотрим теперь тестирующую процедуру - клиента нашего списка, демонстрирующую работу со списками, в которых элементы и ключи имеют разные типы:

public void TestConstraint() { OneLinkList<int, string> list1 = new OneLinkList <int, string>(); list1.add(33, "thirty three"); list1.add(22, "twenty two"); if(list1.findstart(33)) Console.WriteLine ("33 - найдено!"); else Console.WriteLine("33 - не найдено!"); if (list1.findstart(22)) Console.WriteLine ("22 - найдено!"); else Console.WriteLine("22 - не найдено!"); if (list1.findstart(44)) Console.WriteLine ("44 - найдено!"); else Console.WriteLine("44 - не найдено!"); Person pers1 = new Person("Савлов", 25, 1500); Person pers2 = new Person("Павлов", 35, 2100); OneLinkList<string, Person> list2 = new OneLinkList < string, Person>(); list2.add("Савл", pers1); list2.add( "Павел", pers2); if (list2.findstart("Павел")) Console.WriteLine ("Павел - найдено!"); else Console.WriteLine("Павел - не найдено!"); if (list2.findstart("Савл")) Console.WriteLine ("Савл - найдено!"); else Console.WriteLine("Савл - не найдено!"); if (list2.findstart("Иоанн")) Console.WriteLine ("Иоанн - найдено!"); else Console.WriteLine("Иоанн - не найдено!"); Person pers3 = new Person("Иванов", 33, 3000); list2.add("Иоанн", pers3); list2.start(); Person pers = list2.Item(); pers.PrintPerson(); list2.findstart("Иоанн"); pers = list2.Item(); pers.PrintPerson(); }


Рис. 22.5.  Поиск в списке с ограниченной универсальностью

Обратите внимание на строки, где создаются два списка:

OneLinkList<int, string> list1 = new OneLinkList<int, string>(); OneLinkList<string, Person> list2 = new OneLinkList< string, Person>();

У списка list1 ключи имеют тип int, у списка list2 - string. Заметьте, оба фактических типа, согласно обязательствам, реализуют интерфейс IComparable. У первого списка тип элементов - string, у второго - Person. Все работает прекрасно. Вот результаты вычислений по этой процедуре:



on_load_lecture()





Дальше »

  Если Вы заметили ошибку - сообщите нам.  
Страницы:

« |

1

|

2

|

3

|

4

|

5

|

6

|

вопросы | »

|

учебники

|

для печати и PDA

Курсы | Учебные программы | Учебники | Новости | Форум | Помощь


Телефон: +7 (495) 253-9312, 253-9313, факс: +7 (495) 253-9310, email: info@intuit.ru

© 2003-2007, INTUIT.ru::Интернет-Университет Информационных Технологий - дистанционное образование



Являясь клиентом универсального класса Node, наш класс сохраняет родовые параметры клиента и ограничения, накладываемые на них. Два поля класса - first и cursor - задают указатели на первый и текущий элементы списка. Операции над списком связываются с курсором, позволяя перемещать курсор по списку. Рассмотрим вначале набор операций, перемещающих курсор:

public void start() { cursor = first; } public void finish() { while (cursor.next != null) cursor = cursor.next; } public void forth() { if (cursor.next != null) cursor = cursor.next; }

Операция start передвигает курсор к началу списка, finish - к концу, а forth - к следующему элементу справа от курсора. Операции finish и forth определены только для непустых списков. Конец списка является барьером, и курсор не переходит через барьер. Нарушая принципы ради краткости текста, я не привожу формальных спецификаций методов, записанных в тегах <summary>.

Основной операцией является операция добавления элемента с ключом в список. Возможны различные ее вариации, из которых рассмотрим только одну - новый элемент добавляется за текущим, отмеченным курсором. Вот текст этого метода:

public void add(K key, T item) { Node<K, T> newnode = new Node<K, T>(); if (first == null) { first = newnode; cursor = newnode; newnode.key = key; newnode.item = item; } else { newnode.next = cursor.next; cursor.next = newnode; newnode.key = key; newnode.item = item; } }

Заметьте, аргументы метода имеют соответствующие родовые параметры, чем и обеспечивается универсальный характер списка. При добавлении элемента в список различаются два случая - добавление первого элемента и всех остальных.

Рассмотрим теперь операцию поиска элемента по ключу, реализация которой потребовала ограничения универсальности типа ключа K:

public bool findstart(K key) { Node<K, T> temp = first; while (temp != null) { if (temp.key.CompareTo(key) == 0) {cursor=temp; return(true);} temp= temp.next; } return (false); }

Искомые элементы разыскиваются во всем списке. Если элемент найден, то курсор устанавливается на найденном элементе и метод возвращает значение true. Если элемента с заданным ключом нет в списке, то позиция курсора не меняется, а метод возвращает значение false. В процессе поиска для каждого очередного элемента списка вызывается допускаемый ограничением метод CompareTo интерфейса IComparable. При отсутствии ограничений универсальности вызов этого метода или операции эквивалентности приводил бы к ошибке, обнаруживаемой на этапе компиляции.

Два метода класса являются запросами, позволяющими извлечь ключ и элемент списка, который отмечен курсором:

public K Key() { return (cursor.key); } public T Item() { return(cursor.item); }



Давайте рассмотрим теперь тестирующую процедуру - клиента нашего списка, демонстрирующую работу со списками, в которых элементы и ключи имеют разные типы:

public void TestConstraint() { OneLinkList<int, string> list1 = new OneLinkList <int, string>(); list1.add(33, "thirty three"); list1.add(22, "twenty two"); if(list1.findstart(33)) Console.WriteLine ("33 - найдено!"); else Console.WriteLine("33 - не найдено!"); if (list1.findstart(22)) Console.WriteLine ("22 - найдено!"); else Console.WriteLine("22 - не найдено!"); if (list1.findstart(44)) Console.WriteLine ("44 - найдено!"); else Console.WriteLine("44 - не найдено!"); Person pers1 = new Person("Савлов", 25, 1500); Person pers2 = new Person("Павлов", 35, 2100); OneLinkList<string, Person> list2 = new OneLinkList < string, Person>(); list2.add("Савл", pers1); list2.add( "Павел", pers2); if (list2.findstart("Павел")) Console.WriteLine ("Павел - найдено!"); else Console.WriteLine("Павел - не найдено!"); if (list2.findstart("Савл")) Console.WriteLine ("Савл - найдено!"); else Console.WriteLine("Савл - не найдено!"); if (list2.findstart("Иоанн")) Console.WriteLine ("Иоанн - найдено!"); else Console.WriteLine("Иоанн - не найдено!"); Person pers3 = new Person("Иванов", 33, 3000); list2.add("Иоанн", pers3); list2.start(); Person pers = list2.Item(); pers.PrintPerson(); list2.findstart("Иоанн"); pers = list2.Item(); pers.PrintPerson(); }


Рис. 22.5.  Поиск в списке с ограниченной универсальностью

Обратите внимание на строки, где создаются два списка:

OneLinkList<int, string> list1 = new OneLinkList<int, string>(); OneLinkList<string, Person> list2 = new OneLinkList< string, Person>();

У списка list1 ключи имеют тип int, у списка list2 - string. Заметьте, оба фактических типа, согласно обязательствам, реализуют интерфейс IComparable. У первого списка тип элементов - string, у второго - Person. Все работает прекрасно. Вот результаты вычислений по этой процедуре:


Содержание раздела