Основы программирования на C#

         

Блок или составной оператор


С помощью фигурных скобок несколько операторов языка (возможно, перемежаемых объявлениями) можно объединить в единую синтаксическую конструкцию, называемую блоком или составным оператором:

{ оператор_1 ... оператор_N }

В языках программирования нет общепринятой нормы для использования символа точки с запятой при записи последовательности операторов. Есть три различных подхода и их вариации. Категорические противники точек с запятой считают, что каждый оператор должен записываться на отдельной строке (для длинных операторов определяются правила переноса). В этом случае точки с запятой (или другие аналогичные разделители) не нужны. Горячие поклонники точек с запятой (к ним относятся языки С++ и C#) считают, что точкой с запятой должен оканчиваться каждый оператор. В результате в операторе if перед else появляется точка с запятой. Третьи полагают, что точка с запятой играет роль разделителя операторов, поэтому перед else ее не должно быть. В приведенной выше записи блока, следуя синтаксису C#, каждый из операторов заканчивается символом "точка с запятой". Но, заметьте, блок не заканчивается этим символом!

Синтаксически блок воспринимается как единичный оператор и может использоваться всюду в конструкциях, где синтаксис требует одного оператора. Тело цикла, ветви оператора if, как правило, представляются блоком. Приведу достаточно формальный и слегка запутанный пример, где тело процедуры представлено блоком, в котором есть встроенные блоки, задающие тело оператора цикла for и тела ветвей оператора if:

/// <summary> /// демонстрация блоков (составных операторов) /// </summary> public void Block() { int limit = 100; int x = 120, y = 50; int sum1 =0, sum2=0; for (int i = 0; i< 11; i++) { int step = Math.Abs(limit -x)/10; if (x > limit) {x -= step; y += step;} else {x += step; y -= step;} sum1 += x; sum2 +=y; } //limit = step; //переменная step перестала существовать //limit = i; // переменная i перестала существовать Console.WriteLine("x= {0}, y= {1}, sum1 ={2}, sum2 = {3}", x,y,sum1,sum2); }




Заметьте, здесь в тело основного блока вложен блок, задающий тело цикла, в котором объявлены две локальные переменные - i и step.

В свою очередь, в тело цикла вложены блоки, связанные с ветвями then и else оператора if. Закомментированные операторы, стоящие сразу за окончанием цикла, напоминают, что соответствующие локальные переменные, определенные в блоке, перестают существовать по его завершении.

Приведенная процедура Block является методом класса Testing, который входит в проект Statements, созданный для работы с примерами этой лекции. Вот описание полей и конструктора класса Testing:

/// <summary> /// Класс Testing - тестирующий класс. Представляет набор /// скалярных переменных и методов, тестирующих работу /// с операторами, процедурами и функциями C#. /// </summary> public class Testing { public Testing(string name, int age) { this.age = age; this.name = name; } //поля класса public string name; public int age;

private int period; private string status; }


Содержание раздела